программа развития МКОУ Школа - интернат 4

Утверждаю
Директор
МКОУ «Школа
Т. О. Володин;
Приказ № 256/1 от 22

Программа развития
муниципального казенного образовательного учреждения
«Школа - интернат №4»
на 2023-2025 год

>

г. Осинники

Оглавление
1. Паспорт программы развития
2. Информационная справка о школе

3.Основания для разработки программы
4.Мероприятия по реализации программы развития
5.Механизмы реализации программы развития
6. Ожидаемые результаты реализации программы
7. Критерии и показатели реализации программы

1. Паспорт программы развития
Полное
наименование
организации
Документы,
послужившие
основанием для
разработки
программы

Муниципальное казенное учреждение «Общеобразовательная
школа психолого-педагогической поддержки»

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 г. № 1599);

Паспорт федерального проекта «Современная школа» национального
проекта «Образование».

Сведения о
разработчиках
Цель программы

Комплексные
задачи
программы
развития (в части
реализации
мероприятия)

Основные
направления
развития
образовательной
организации

Период
реализации
Порядок
финансирования

Целевые
индикаторы и
показатели
Успешности
(в части

Администрация, педагогический коллектив
Создание современных условий для обучения и воспитания
обучающихся с ОВЗ через обновление инфраструктуры школы,
изменение содержания и повышение качества образовательного
процесса
1. Оснащение и обновление оборудования учебных кабинетов для
реализации предметной области "Технология", СБО (ОСЖ),
логопедического кабинета.
2. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения и
коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными
нарушениями современным оборудованием и дидактическими
средствами обучения.
3. Оснащение учебных кабинетов и помещений для организации
качественного, доступного образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.
4. Совершенствование дополнительного образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями, с инвалидностью.
5. Повышение квалификации руководящих и педагогических
работников.
- Обновление материальной базы
-Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного
процесса
- Организация процесса реализации качественного, доступного
образования детей с интеллектуальными нарушениями
-Развитие дополнительного образования
-Работа с педагогическими кадрами
2023-2025

Субсидия из федерального бюджета на реализацию федерального проекта
«Современная школа» национального проекта «Образование»;
региональный бюджет
Целевые индикаторы и показатели успешности (в части реализации
мероприятия)
1)100% обучающихся с ОВЗ, получающих образование по
адаптированным основным общеобразовательным программам с
использованием обновленной материально-технической базы, от
общего числа обучающихся.

реализации
мероприяти
я)

2). 100% обучающихся с ОВЗ, получающих образование по
адаптированным дополнительным общеобразовательным программам с
использованием обновленной материально-технической базы, от
общего числа обучающихся.
3) 100% педагогических работников, повысивших квалификацию в
части реализации адаптированных основных общеобразовательных и
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для
обучающихся с ОВЗ с использованием обновленной материальнотехнической базы, от общего числа педагогических работников.
4) 100% обучающихся с ОВЗ, продолживших после окончания школы
обучение по основным профессиональным образовательным
программам, основным программам профессионального обучения.

Ожидаемые
результаты
реализации
программы
развития

1. Модернизация системы управления школой через выстраивание
деятельности служб сопровождения в контексте предъявляемых
требованиями ФГОС.
2. Реализация образовательных технологий, позволяющих
эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития и
профессиональной ориентации обучающихся.
3. Распространение эффективного опыта работы в контексте участия в
федеральном проекте «Современная школа» национального проекта
«Образование», региональном проекте «Современная школа».
4.Повышение качества обучения и воспитания через внедрение
инновационных процессов.
5. Социализация и адекватное профессиональное самоопределение
обучающихся в условиях единого образовательного пространства,
повышение их готовности к получению профессии и осуществлению
самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной
экономики как результат совершенствования модели трудового
обучения.
6. Изменение содержания образования и корректировка учебного плана
школы: расширение внеурочной деятельности в соответствии с
ФГОС.
7. Развитие системы дополнительного образования через укрепление
материально-технической базы школы, приобретение современного
оборудования (федеральный и региональный проекты «Современная
школа»)
8. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, обеспечение
безопасных условий образовательного процесса.
9. Формирование позитивного конкурентоспособного имиджа,
повышение рейтинга школы среди образовательных организаций
города и области, реализующих АООП образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.

Контроль
реализации

- проведение самоанализа работы школы;
- представление отчета разработчиков и ответственных за реализацию
Программы на педагогическом совете;
- представление Программы на родительских собраниях (общественная
презентация);
- размещение промежуточных результатов реализации Программы
развития на сайте школы;
- ежемесячный контроль за выполнением запланированных мероприятий

2. Информационная справка о школе
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа
психолого-педагогической поддержки» функционирует с 1972г. В 2022 году учреждению
исполнилось 50 лет.
Миссия школы – воспитание, обучение, коррекция и развитие, направленное на социальную
адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Образовательный процесс
осуществляется в трех взаимосвязанных аспектах: это разностороннее развитие личности
обучающихся, коррекция умственного и физического развития; формирование социально –
трудовых компетенций.
За последние три года контингент обучающихся с различными нозологическими нарушениями
умственной отсталости значительно увеличился. На сегодняшний день в школе обучается 178
учащихся. Из них:

с легкой умственной отсталостью: 125
с

умеренной,

глубокой

и

тяжелой

умственной

отсталостью: 53детей-инвалидов - 111
Школа полностью (100%) укомплектована кадрами в соответствии со спецификой
образовательной организации. Педагогический штат школы расширен педагогом
дополнительного образования, педагогами-психологами, учителями - логопедами,
воспитателями.
Уровень квалификации членов педагогического коллектива достаточно высок, 85%
учителей имеет дефектологическое образование; 26% педагогов имеют первую
квалификационную категорию, 61% - высшую квалификационную категорию.
Специалистами школы разрабатывается индивидуальный маршрут обучения на каждого
обучающегося для максимальной реализации особых образовательных потребностей.
Особое внимание в школе уделяется трудовому обучению. Оно начинается с 1 класса и на
последующих годах преобразуется в полипрофильный труд со спектром профилей:
«Швейное дело», «Штукатурно – малярное дело», «Столярное дело», «Подготовка младшего
обслуживающего персонала», «Домоводство», «Социально – бытовая ориентировка».
Основанием для введения данных профилей послужили востребованность данных профессии
в городе, а также наличие профессиональной подготовки по данным профилям в
учреждениях НПО г.Калтан и г.Новокузнецка.
Значимое место в учебном плане школы отводится внеурочной деятельности, которая наряду с образовательными задачами расширяет социально – культурные, трудовые
компетенции обучающихся:
- внеурочные занятия по направлениям «Мы познаём мир», «Мир вокруг нас», «Здоровейка», «Я –
гражданин России», «Добрый мир», «Чистюля», «Здоровячок», «Умелые ручки», « Почемучки»;
-кружковая
деятельность, реализуемая педагогами школы:
«Музыкальная радуга»,
«Почемучки», «Мой край родной»;
- кружковая деятельность, реализуемая за счёт социального партнёрства с учреждениями
дополнительного образования: «Экодизайн», «Территория доверия»;
- спортивные секции: «Настольный теннис», «Минифутбол».
Система воспитательной работы школы сложилась на основе взаимодействия школы,
родителей и педагогов через систему дополнительного образования, организацию
ученического соуправления, реализацию программ воспитания школы, города и области.
Система внеурочной деятельности и дополнительного образования школы построена на
основе тесного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования города.

учреждениями культуры. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе.
Продуктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса, нацеленное
на результат, позволило добиться положительных показателей в обучении и воспитании
детей с ограниченными возможностями здоровья:
- созданная в рамках программы развития школы система сопровождения дала
положительные результаты: контингент учащихся стабильно сохраняется, отсутствует
показатель абсолютного отсева;
- расширяется сеть допрофессиональной подготовки;
- ежегодно растет число участников и призеров конкурсов различного уровня;
- повысилось количество учащихся с высоким уровнем эмоционального благополучия.
Одним из показателей эффективности работы является оптимальный уровень устройства
выпускников. Мониторинг трудоустройства и социальной адаптации выпускников
показывает, что 91% выпускников школы продолжают свое дальнейшее обучение в
учреждениях НПО;
- в школе сложился стабильный работоспособный творческий коллектив, создан
благоприятный психологический климат (анализ анкетирования);
Школа регулярно участвует в областных профессиональных конкурсах, представляя
деятельность педагогов так и организации в целом.
3 педагога награждены ведомственной наградой Министерства образования и науки
Российской Федерации нагрудным знаком «Почетный работник общего образования
Российской Федерации»; 4 педагога - награждены нагрудным знаком «Почетный
работник воспитания и просвещения РФ», 1 педагог награждён нагрудным знаком
«Почётный работник сферы образования РФ».

3. Основания для разработки программы развития
Разработка Программы развития МКОУ «Школа – интернат №4» обусловлена
возрастанием роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии страны,
необходимостью улучшения содержания и технологий образования, развитием системы
обеспечения качества образовательных услуг, повышением эффективности управления,
развитием системы непрерывного образования.
Направленность Программы развития школы заключается в поиске внутренних
источников развития и рационального использования накопленного в школе
инновационного потенциала образования, в использовании возможностей, полученных в
результате участия в реализации федерального проекта «Современная школа»,
национального проекта «Образование», участие в региональном проекте «Современная
школа».
За последние годы в школе несколько изменился контингент обучающихся –
увеличилась численность детей с умеренной, глубокой и тяжелой умственной
отсталостью, с сопутствующими к основному заболеванию
расстройствами
аутистического спектра, с синдромом Дауна, НОДА и речевыми нарушениями, а также
другими расстройствами, отражающимися на динамике обучения, развития и
социализации.

С введением 1 сентября 2016 года федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) - приоритетным направлением является изменение в организации и
содержании трудового обучения школьников. Указанные особенности содержания
трудового обучения, связанные с введением ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью, предполагают обновление подходов к организации трудового
обучения и технологий достижения образовательных результатов. Кроме того, возникает
потребность в разработке новых подходов к оцениванию сформированности учебных
умений (в том числе базовых учебных действий), а также диагностике готовности
обучающихся к освоению определенного профиля трудового обучения. Согласно ФГОС
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями организация должна
создавать условия, обеспечивающие возможность обновления содержания образования, а
также методик и технологий их реализации в соответствии с динамикой развития системы
образования, запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных
представителей), а также с учетом особенностей субъекта Российской Федерации. В целях
построения системы трудового обучения, адекватной современным требованиям
подготовки выпускников, необходимо внедрять профили с учетом востребованности
данных профессий в городе, а также наличия профессиональной подготовки по данным
профессиям в организациях НПО области, в том числе для детей- инвалидов с умеренной
умственной отсталостью.
Для формирования адекватного выбора профессиональных предпочтений
необходимо совершенствовать работу служб сопровождения, действующих в
школе.
Особое внимание необходимо уделить социально - психологическому сопровождению.
Получив оборудование по федеральному и региональному проекту «Современная школа»
для кабинета педагога-психолога, учителей логопедов - мы сможем совершенствовать
службу психолого- педагогического сопровождения обучающихся по формированию
социальной готовности выпускников к выбору профессии. Все годы школа динамично
развивается, внедряя в образовательный процесс современные образовательные
технологии и вариативность учебных программ. Для полноценного и всестороннего
развития школы необходим качественный анализ сильных и слабых сторон потенциала
школы.

4. Анализ потенциала развития школы
Оценка актуального состояния

Сильные стороны

Слабые стороны

 С 1 класса в школе
организовано
трудовое обучение,
которое на
последующих годах
преобразуется в
полипрофильный
труд со спектром
профилей: «Швейное
дело»;
«Штукатурно –
малярное дело»;
«Столярное дело»,
«Подготовка
младшего
обслуживающего
персонала.
- Наличие в
профильных
мастерских,
современного
оборудования
позволяет педагогам
делать процесс
обучения более
интенсивным,
интересным,
мотивирующим,
охватывающим весь
потенциал учащихся.
-Использование
современных
технологий обучения
и воспитания.
- Наличие
материальнотехнической базы
для коррекционной
работы с
обучающимися и их
психологопедагогического
сопровождения.
-100% охват
обучающихся
внеурочной
деятельностью и
дополнительным
образованием.

- Множественные
нарушения развития
детей-инвалидов с
умеренной
умственной
отсталостью не
позволяют осваивать
им имеющиеся профили.
- Темпы обновления
материальнотехнической базы
недостаточны для
реализации
поставленной цели
развития
-Недостаточно
современного
оборудования для
проведения
психологопедагогической и
коррекционной
работы.
-Отсутствие
дополнительных
помещений и
ресурсов для
организации
внеурочной
деятельности и
дополнительного
образования.
-У части коллег
присутствует
консерватизм перед
введением новых
профилей трудового
обучения

Оценка перспектив развития с учетом
изменения внешних факторов
Риски
Благоприятные
возможности

Поддержка развития
школы федеральным
проектом
«Современная
школа»
национального
проекта
«Образование».
- Активная позиция
школы в
социокультурном и
образовательном
пространстве.
- Внедрение
инновационных
технологий
коррекционно-развивающего обучения.
-Реализация
программ по
трудовому обучению
с учетом
возможностей детейинвалидов с
умеренной
умственной
отсталостью.
-Сотрудничество с
социальными
партнерами для
решения актуальных
проблем
образовательного
процесса.
-Стимулирование
педагогов школы,
участвующих в
инновационных
проектах.
- внедрение
программы
дополнительного
образования
«Волшебная 3Dручка»

 Ограниченный
перечень профессий и
количество мест для
поступления в организации НПО детей с
интеллектуальными
нарушениям.
-Отсутствие
возможности
расширения площади
для организации занятий внеурочной
деятельностью,
дополнительным
образованием.
- Сложный контингент
родительской
общественности не
всегда готовы
поддержать
деятельность школы.
-Риск увеличения
объема работы,
возлагающийся на
членов администрации,
педагогов.

-соответствие
сформулированности
стратегии развития
школы социальному
заказу.
-Комфортность
пребывания в школе
-Физическая и
психологическая
безопасность
-Профессиональный
состав педагогов,
способный работать
по требованиям
ФГОС и
формировать
трудовые
компетенции у
учащихся.
-Позитивный имидж
школы в социуме
-Устоявшиеся связи
с учреждениями
дополнительного
образования и
общественными
организациями.

5. Основные направления развития организации
1. Обновление материальной базы.
2.Психолого- педагогическое сопровождение.
3. Организация качественного, доступного образования.
4. Профориентационная работа.
5. Развитие дополнительного образования.
6. Работа с педагогическими кадрами.

6. Мероприятия по реализации программы
Обновление материальной базы
Цель: Оснащение и обновление учебных кабинетов, мастерских современным оборудованием

№
п/п
1

2

3

4

Мероприятия

Исполнитель

Разработка дизайн –
проектов кабинетов, в
которых планируется
обновление оборудования
Составление плана
размещения оборудования в
кабинетах

директор,
заместитель
директор по
АХЧ
директор,
заместитель
директор по
АХЧ
заместитель
директор по
АХЧ
директор,
заместитель
директор по
АХЧ

Ремонт кабинетов, в которых
планируется обновление
оборудования
Приобретение оборудования
для мастерской
"Столярного дела"

Срок
реализации
февраль 2024

Результат

март 2024

План

июль 2024

Готовность
кабинетов

февраль-март
2024

Обновление
современным
оборудованием
кабинета
«Столярное
дело»
Обновление
современным
оборудованием
швейной
мастерской
Обновление
современным
оборудованием
кабинета
штукатурномалярного дела
Оснащение
современными
дидактическими
материалами и
методическими
пособиями
кабинетов
педагогапсихолога,
учителя
логопеда,
учителя
дефектолога

6

Приобретение оборудования
для швейной мастерской

директор,
заместитель
директор по
АХЧ

февраль-март
2024

7

Приобретение оборудования
для кабинета штукатурномалярного дела

директор,
заместитель
директор по
АХЧ

февраль-март
2024

8

Приобретение оборудования
для оснащения кабинетов
службы психологопедагогического
сопровождения и
коррекционной работы,
кабинетов домоводства и СБО

директор,
заместитель
директор по
АХЧ

февраль-март
2024

Дизайн-проект

9

Реализация программы
развития

директор,
заместитель
директор по
УВР

Сентябрь –
май 2025

Введение и
реализация
обновленного
оборудования и
кабинетов
педагогами и
обучающимися

Психолого- педагогическое сопровождение
Цель: создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для саморазвития, самосовершенствования личности, повышения здоровья и профессионального самоопределения.

№
п/п
1

2

3

4

Мероприятия

Исполнитель

Срок
реализации
июль 2023

Разработка памяток по ОТ
и ТБ при работе с новым
оборудованием

Заместитель
директора по
БЖ

Разработка и внедрение
новых и оптимизация
действующих форм
сотрудничества школы и
организаций, работающих
с детьми по разным
направлениям (социальная
защита, отдел по делам
несовершеннолетних,
учреждения здравоохранения, культуры)
Мониторинг состояния
здоровья обучающихся с
целью определения
трудового профиля

Администрация,
специалисты
школы

август-сентябрь
2023,
2024

Администрация,
фельдшер
школы

сентябрь 2024

Совершенствование
системы взаимодействия с
ГПОУ г. Калтан и
г.Новокузнецк по вопросам
профессионального
самоопределения
выпускников школы

Администрация,
специалисты
школы

2024- 2025

Результат
наличие памяток
по ОТ и ТБ при
работе с новым
оборудованием
Новые формы
сотрудничества
школы и
организаций,
работающих с
детьми по
разным
направлениям

Получение
данных
мониторинга с
целью
определения
трудового
профиля
Профессиональное
самоопределение
выпускников
школы

Организация качественного, доступного образования
Цель: изменение содержания образования через реализацию профилей по предметной области «Технология», «Домоводство», «СБО (ОСЖ) и развитие внеурочной деятельности и
системы дополнительного образования в школе в соответствии с требованиями ФГОС.

№
п/п
1
2

Мероприятия
Создание рабочей группы
по разработке Программы
развития
Разработка локальных
нормативных актов,
необходимых для
реализации мероприятий,

Исполнитель
Директор
Рабочая группа

Срок
реализации
декабрь 2023
декабрь 2023
по август
2024

Результат
Утверждение
рабочей группы
Создание
нормативноправовой базы

3

4

направленных на
поддержку образования
детей с ОВЗ в рамках
федерального проекта
«Современная школа»
национального проекта
«Образование»
Разработка и
реализация
образовательных
программ
- по предметной области
«Домоводство»: для детей с
умеренной умственной
Отсталостью;
- (СБО – ОСЖ)
Корректировка программ по
трудовому обучению
с учетом требований ФГОС
для обучающихся с
умственной отсталостью

Руководитель
МО, учителя
трудового
обучения

Заместитель
директора по
УВР, учителя
трудового
обучения

январь-май
2024 2025

январь-май
2024 –
2025

Утверждение и
введение в
действие
разработанных
программ

Утверждение и
введение в
действие скорректированных
программ

Развитие дополнительного образования
Цель: развитие потенциальных творческих возможностей личности обучающегося через
систему дополнительного образования.

№
п/п
1

2

Мероприятия

Исполнитель

Разработка новых
программ дополнительного
образования «Волшебная
3D - ручка», в
соответствии с
потребностями и
имеющимся
оборудованием.
Установление социального
партнерства направленного
на расширение кругозора
учащихся, формирование
социальных компетенций

Педагоги
допобразования

Администрация
школы

Срок
реализации
с января
2024 по
май
2025г

С января
2024
по май
2025г

Результат
Утверждение и
введение в
действие
утвержденных
программ

Проведение
совместных
мероприятий

Работа с педагогическими кадрами.
Цель: обеспечение соответствия квалификации педагогических работников школы к
меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

№
п/п
1

Мероприятия

Исполнитель

Срок
реализации
2023-2025

Результат

Организация курсовой
подготовки по вопросам
реализации мероприятий,
направленных на поддержку
образования детей с ОВЗ в
рамках федерального проекта
«Современная школа»
национального проекта
«Образование»;

Зам. директора
по УВР

2

Переподготовка педагогов по
образовательным
потребностям

Зам. директора
по УВР

2023-2025

Освоение
востребованных
специальностей

3

Совершенствование системы
самоконтроля педагогов с
целью оптимизации качества
образовательного процесса

Зам. директора
по УВР

2024 - 2025

Повышение
качества
образования

Повышение
квалификации
педагогов

7. Механизмы реализации программы

1. Создание творческих групп по направлениям, ответственных за реализацию программы.
2. Координация реализацией программы осуществляется Педагогическим советом школы.
3. Мероприятия по реализации программы являются основой годового плана работы
школы.
4. Информация о ходе реализации программы по направлениям ежегодно представляется
на Педагогическом совете по итогам учебного года и размещается на сайте школы.
5. Реализация программы курируется заместителем директора по УВР, который
ежегодно представляет аналитическую справку о ходе реализации программы развития.
6. Корректировка программы, внесения в нее изменений согласуется с
педагогическим советом школы.
7. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о завершении этапов,
решает педагогический совет школы.

8. Ожидаемые результаты реализации программы развития
- 100 % обновление материальной базы современным оборудованием швейной
мастерской, 60 % обновление материальной базы мастерской штукатурно - малярного
дела, 100% -столярного дела.
- 50% % оснащение современным оборудованием кабинетов службы
психолого- педагогического сопровождения и коррекционной работы, 20%
кабинет психолога и 30 % логопедических кабинетов.
- 70% обновление оснащения кабинета СБО (ОСЖ), 100% оснащение кабинета «Домоводство».
- внедрение программы дополнительного образования «Волшебная 3D -ручка».
9. Критерии и показатели оценки реализации программы
Направления развития
организации
Обновление материальной базы

2.Психолого- педагогическое
сопровождение

Критерии

100%

Наличие оборудованных кабинетов и мастерских образовательной области «Технология», «Домоводство» «СБО»
Наличие оборудованных
кабинетов специалистов:
педагога- психолога, учителялогопеда

100%

Наличие оборудования для
реализации работы кружка
«Волшебная 3D -ручка»

100%

Положительная динамика
развития учащихся по итогам
психолого- педагогического
сопровождения

100%

Поступление выпускников
школы в организации
начального профессионального
образования (НПО)
Положительная динамика
(стабильные результаты) общего
состояния физического здоровья
учащихся по
результатам ежегодного
медицинского осмотра
4. Развитие дополнительного
образования.

Показатели

Посещение обучающимися
кружков и секций в школе
Развитие системы
дополнительного образования в
школе

80% с легкой УО
50% инвалиды
100%

100%
100%

до 40%

Посещение учащимися школы
учреждений дополнительного
образования в городе

5. Работа с педагогическими кадрами

Занятость внеурочной
деятельностью и
дополнительным образованием
детей "группы риска"
Своевременное прохождение
педагогами школы курсовой
подготовки;

Отсутствие
правонарушений

Реализация тем по
самообразованию. Участие в
работе методических
объединений

100% выполнение
плана

Освоение педагогами современных образовательных
коррекционно-развивающих
технологий

90%

Повышение педагогами уровня
квалификационной категории

до 80%

Участие педагогов школы в
инновационных процессах

до 65%

При наличии
образовательной
потребности –
100%


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».